- Оценка автомобиля
- Оценка спецтехники
- Оценка железнодорожного транспорта
- Оценка морских и речных судов
- Оценка воздушных судов
- Оценка автобусов, троллейбусов
- Оценка дорожной и строительной техники
- Оценка мототехники
Оценка стоимости транспортных средств – один из видов экспертной деятельности на транспорте, основной целью которой является определение стоимости транспортного средства при возникновении правоотношений между физическими лицами, юридическими лицами и государством, связанных с владением, распоряжением и использованием транспортных средств.
Под транспортным средством понимают устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. К транспортным средствам относят:
- механические транспортные средства;
- прицепы;
- мопеды;
- велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Механические транспортные средства включают автотранспортные средства (грузовые и легковые автомобили, автобусы и автопоезда), мототранспортные средства, троллейбусы, трамваи, любые тракторы, самоходные машины.
Признаки, облегчающие проведение работ по оценке или способствующие увеличению рынка услуг по оценке стоимости транспортных средств:
- стандартная конструктивная компоновка транспортных средств из небольшого количества агрегатов, узлов, механизмов и систем (до 20–30 наименований);
- обязательная государственная регистрация транспортных средств (позволяющая однозначно идентифицировать их при проведении оценки стоимости);
- высокий уровень аварийности в процессе эксплуатации транспортных средств (что вызывает необходимость в большом объеме работ по оценке стоимости повреждений, полученных в дорожно-транспортных происшествиях – ДТП);
- перемещение в больших объемах транспортных средств через таможенную границу (которое осуществляется в различных таможенных режимах и требует определения таможенной стоимости).
Признаки, затрудняющие проведение оценки стоимости транспортных средств:
- высокая конструктивная сложность транспортных средств на уровне деталей и низкий уровень подетальной унификации (номенклатура запасных частей современного автомобиля насчитывает до 10 000 позиций; в эксплуатации находится более 30 000 различных марок и моделей автомобилей, вся номенклатура запасных частей которых насчитывает несколько сотен миллионов невзаимозаменяемых деталей), что создает значительные трудности по формированию информационного обеспечения оценки стоимости ремонта и ущерба при повреждении транспортных средств;
- необходимость количественного учета эксплуатационной надежности (безотказности и долговечности) транспортного средства, в основном определяющей его стоимость (безотказность – свойство транспортного средства сохранять работоспособное состояние в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов – определяет также величину эксплуатационных затрат, основными показателями являются «наработка на отказ» и «удельная трудоемкость технического обслуживания и ремонта»; долговечность – свойство транспортного средства сохранять работоспособность до предельного состояния с перерывами для технического обслуживания и ремонта; показателями выступают «ресурс» (в тыс. км) и «срок службы» (в годаx));
- транспортное средство служит объектом повышенной опасности, поэтому при его оценке необходимо учитывать состояние конструктивной безопасности, т.к. при недостаточном ее уровне потери (в т.ч. и финансовые) для владельца (покупателя) транспортного средства могут значительно превосходить стоимость объекта оценки.
При оценке стоимости транспортных средств учитывают 4 вида конструктивной безопасности:
- активную;
- пассивную;
- послеаварийную;
- экологическую.